Сегодня я хочу рассказать об утверждённых Министерством здравоохранения Украины изменениях в квалификационном справочнике (Выпуск 78 «Охрана здоровья»). Нововведений достаточно много, и в статье я рассмотрю их подробнее.
Основные изменения
Одно из основных новшеств — исключение квалификационных характеристик для следующих специальностей:
- главный врач;
- заместитель главного врача;
- заместитель главврача по медицинскому делу.
Вместе с тем, в Выпуске 78 появились новые квалификационные характеристики для следующих должностей:
- генеральный директор (начальник/заведующий) учреждения охраны здоровья;
- заместитель директора;
- медицинский директор;
- начальник (заведующий, руководитель) структурного подразделения учреждения здравоохранения.
Давайте посмотрим, какие функции возлагаются на впервые появившиеся в квалификационном справочнике должности генерального и медицинского директоров.
В компетенцию директора входит управление всеми хозяйственными и экономическими вопросами, возникающими в ходе работы учреждения здравоохранения. Генеральный директор занимается стратегическим планированием, формированием бюджета, анализом эффективности работы, привлечением инвестиций и общей координацией. При этом все полномочия для решения вопросов, связанных с медициной, делегируются медицинскому директору.
Такое нововведение направлено на распределение полномочий, позволяющее, во-первых, не отвлекаться от лечебного процесса и, во-вторых, эффективно распределять финансы.
Спектр работы медицинского директора
Как я уже отмечал, эта должность подразумевает работу исключительно в сфере медицинской практики. В компетенцию этого должностного лица входит:
- контроль предоставления в медучреждении услуг, соответствующих установленным стандартам качества;
- предоставление медпомощи при неотложных состояниях;
- обеспечение безопасности пациентов и медицинских работников;
- внедрение стратегии пациентоориентированности и переход к самым современным методам лечения/диагностики;
- помощь медицинским работникам в непрерывном развитии и повышении профессиональной квалификации;
- оценка качества медицинских услуг в клинике.
Кто может стать медицинским директором?
Медицинским директором клиники может быть назначен человек, получивший профильное высшее образование на уровне магистра со специализацией в организации и управлении здравоохранением.
Что касается опыта работы по специальности, то здесь возможны различные варианты:
- для районных клиник — пять лет работы по своей специальности;
- для областных — три года руководящей работы;
- для национальных — пять лет руководящей работы;
- для медучреждений первички — три года работы по основной специальности и год на руководящей должности.
Кроме того, стоит принимать во внимание и действующее трудовое законодательство. Для лиц, срок окончания трудового контракта которых завершается позднее начала 2022 года, при условии совпадения новых квалификационных требований с актуальной квалификацией, по их желанию возможна смена наименования должности и существенной части полномочий без проведения конкурса.
Здесь есть один очень важный нюанс. Используемый сегодня ДК 003:2010 не предусматривает наименования для должности медицинского директора, поэтому может возникать ряд сложностей, связанных с документооборотом. Впрочем, здесь есть выход. Согласно действующему трудовому законодательству, можно уточнить специфику должности, добавив к названию профессии «директор» (код 1210.1) слово «медицинский».